История

Воронеж — город, расположившийся на берегах Воронежского водохранилища, в 520-ти километрах от Москвы. По количеству жителей областной центр — 14-й в Российской Федерации. Является столицей Воронежской области, где работают уникальные производства, развиваются городская инфраструктура, набирает обороты региональный туризм и бережно сохраняется история.

Самые первые упоминания поселений на месте нынешнего Воронежа датированы в летописях 1177 годом. Однако отсчёт своей истории город всё-таки ведёт не с конца XII века, а уже с XVI-го. За дату основания принято считать первый день марта 1586 года, когда было завершено возведение новой русской крепости, которую было решено назвать Воронежем (работы велись по приказу царя и обошлись казне в 140 тысяч золотых рублёвых монет).

Поселение должно было стать надёжной защитой южных рубежей страны — от устраивавших частые набеги крымчаков и ногайцев. Русское войско, разместившееся в крепости, сформировали из крепких жителей соседних с Воронежем уездов. Кроме того, были созданы конные отряды, которые стали регулярно выезжать в степи Придонья для охраны границ.

Помимо оборонительной функции, новый город быстро принял на себя роль торгового узла.

В этом помогло выгодное расположение военного поселения — оно находилось на месте слияния двух судоходных рек: Дона и Воронежа.

За время своей истории город становился участником многих важных исторических событий. Так, в конце XVII века крепостные стены Воронежа штурмовали мятежные отряды Степана Разина, однако город оказался настолько хорошо укреплён, что ворваться в него не получилось.

В 1696-м Пётр Первый выбрал город на роль «колыбели русского флота» — места, где будут строиться корабли. Решение принималось по двум причинам:

  • поблизости было в достатке леса с подходящими для работ высокими деревьями;
  • также рядом с городом находился удобный путь к Азовскому морю.
Корабль-музей «Гото Предестинация» — копия линкора эпохи Петра 1

Император лично участвовал в строительстве. В общей сложности он провёл в Воронеже около 500 дней. Всё это время город, по сути, выступал в роли столицы страны:

  • здесь принимались важные решения;
  • сюда на время перебирались соратники Петра I;
  • сюда на встречи с царём съезжались представители других стран.

К 1709 году были готовы несколько кораблей. При этом изменился и сам Воронеж: в городе появились новые современные здания, были открыты Адмиралтейство, школа обучения офицеров для флота.

Активное развитие города также происходило в начале XIX века, когда:

  • был открыт первый городской театр;
  • начала работу типография;
  • на улицах были установлены свечные фонари;
  • стали появляться училища и гимназии.

В 1868 году у города появилось железнодорожное сообщение с российской столицей. К этому времени Воронеж являлся одним из промышленных центров страны, где работали сразу несколько заводов:

  • чугунолитейный;
  • машиностроительные (в том числе, и по производству техники для сельского хозяйства);
  • механический.
Изображение механического и чугунолитейного завода В.Г. Столля

Осенью 1917-го город перешёл под контроль большевиков. Индустриализация, начатая при советской власти, положительно отразилась на развитие промышленности в городе. Здесь создавались научно-промышленные центры, строились заводы, началась подготовка кадров для предприятий. В Воронеже заработали авиационный и экскаваторный заводы, было запущено производство каучука.

В Великую Отечественную предприятия города были переориентированы на выпуск продукции для фронта. Однако зимой 1941-го возникла угроза штурма города немецкими войсками, и заводы пришлось эвакуировать за Урал. Летом 1942 года немцы действительно подошли вплотную к Воронежу. Бои развернулись на городских улицах, которые в итоге оказались разрушены на 90 процентов. Между тем, защитники города смогли отстоять его и не сдали захватчикам.

В 1945 году в Воронеже начались восстановительные работы, продолжавшиеся вплоть до 1959-го. Город был практически отстроен заново. Вернулись к работе и предприятия: уже скоро в столице Воронежской области начали выпускать сверхзвуковые самолёты ТУ-144 и аэробус ИЛ-86.

[ads]

Испытанием для города стали 1990-е. Многие промышленные предприятия в это время оказались под угрозой банкротства. Тогда же ухудшилось состояние жилого фонда и дорог в городе. Ситуация стала меняться в положительную сторону уже в 2000-х, когда город стал миллионником (это произошло 17 декабря 2012 года).

Экономика

Основными направлениями для экономического роста в Воронеже уже не одно десятилетие являются промышленность и сельскохозяйственный комплекс. На больших земельных участках, расположенных в границах областного центра, высажены культурные растения. Климатические условия способствуют получению высоких урожаев гречихи, кукурузы, овса, пшеницы, ржи, ячменя. Продукция местного агропрома идёт не только на прилавки супермаркетов Воронежа, но и за пределы города.

Сельское хозяйство — главное направление для роста в Воронеже

Промышленное производство в городе представлено:

  • электроэнергетикой (один из крупнейших поставщиков электроэнергии для региона — Воронежская ТЭЦ-1);
  • машиностроением и, в первую очередь, производством сельскохозяйственной техники (это — одна из визитных карточек областного центра и всего региона);
  • электронной отраслью (полупроводниковые приборы и микросхемы);
  • лёгкой промышленностью (производство тканей, трикотажа, рабочей и повседневной одежды, сумок);
  • пищевой промышленностью (сыр «Янтарь», молочные продукты, дрожжи, мука, кондитерские изделия, мороженое).

Кроме того, в городе производят:

  • пассажирские самолёты;
  • экскаваторы;
  • станки;
  • мостовые конструкции из металла;

  • шины и синтетический каучук;
  • различные огнеупорные изделия;
  • музыкальные инструменты.

[ads2]

Климат

Воронежский климат — умеренный. Здесь не бывает суровых зим. А вот оттепели — довольно частое явление в январе и феврале. Из-за этого нередко зимой вместо снега идут сильные дожди. Что касается максимально холодных температур, то такие (на уровне ниже -20 градусов) фиксируются в Воронеже в течение всего 5-7 дней за зиму.

Зимой столбик термометра в Воронеже редко опускается ниже -20 градусов

Летом в городе не бывает слишком жарко. Как правило, тёплые месяцы года довольно дождливые, что спасает горожан от зноя.

Первые 30-градусные температуры приходят в областной центр ещё во второй половине мая. В июне нередко случаются заморозки. Тогда как июль и август — традиционно тёплые и сухие месяцы без скачков температур. Абсолютный температурный рекорд приходится в столице Воронежского региона на август 2010-го — в этот день термометры показали +40,5 градусов. Тёплая погода сохраняется в сентябре и начале октября.

Осень в городе бывает очень тёплой. Первые заморозки случаются лишь в десятых числах ноября. Снег выпадает чуть раньше (в конце октября), но сходит практически сразу. Устойчивый снежный покров в городе появляется лишь в декабре. Обычно его немного, а в начале марта он очень быстро тает.

Транспорт

Путь из Москвы в Воронеж составляет 466 километров по прямой. Это расстояние можно преодолеть:

  • на самолёте (за 1 час 15 минут);
  • на поезде (дорога займёт примерно 6,5 часов);
  • на автобусе (6-9 часов) или автомобиле (5-6 часов).

Путешествие из Санкт-Петербурга, расположенного на расстоянии 1073 километров, займёт больше времени:

  • на самолёте — 2 часа;
  • на поезде — 15,3 часов;
  • на автобусе или машине — от 15,5 часов.

Что касается передвижения непосредственно по областному центру, то в Воронеже имеются:

  • муниципальные троллейбусы;
  • автобусы;
  • маршрутные такси (в том числе частные маршруты).

С трамвайным движением город распрощался в 2009 году — тогда в областном центре начали демонтировать рельсы, по которым ранее ходили вагоны. В результате Воронеж стал в своём роде уникальным — чуть ли не единственным российским городом-миллионником без трамваев.

В городе также до сих пор нет своего метро. Однако надежда на его появление (в ближайшей или не очень перспективе) всё-таки сохраняется у горожан.

Образование

В начале двадцатого века в городе были созданы первые высшие учебные заведения.

Воронежский государственный университет

Сегодня в столице региона работают университеты:

  • аграрный;
  • лесотехнический;
  • медицинский;
  • архитектурно-строительный;
  • инженерных технологий;
  • педагогический;
  • искусств.

Также в городе есть военно-воздушная академия, институт противопожарной службы МЧС, институт МВД России и государственная академия спорта.

Помимо региональных высших учебных заведений можно поступить и в воронежские филиалы иногородних вузов. Популярны у абитуриентов и негосударственные университеты, институты, академии, а также известная за пределами региона Воронежская православная духовная семинария.

Плюсы и минусы

Плюсы жизни в Воронеже:

  • комфортный климат (много солнечных дней в году, тёплое лето и зима без сильных морозов);
  • красивая природа в самом городе и его окрестностях;
  • развитая городская инфраструктура (общепит, заведения культуры, торговля);
  • приемлемые (по сравнению с другими регионами) цены на жильё;
  • недорогие овощи и фрукты, многие из которых выращивают прямо в регионе;
  • развитая сеть общественного транспорта с удобными маршрутами;
  • большое количество учебных заведений, где можно получить качественное образование по разным специальностям;
  • доброжелательные и приветливые местные жители (что отмечают многие приезжающие на воронежскую землю).

Впрочем, есть и минусы:

  • пробки на городских дорогах, из-за которых приходится терять много времени по пути на работу;
  • агрессивный стиль вождения у многих водителей Воронежа;
  • невысокие заработные платы на местных предприятиях;
  • ряд проблем с экологией (в частности, немало жалоб горожан связано с качеством водопроводной воды).

Несмотря на серьёзный урон, который был нанесён городу в Великую Отечественную, Воронеж привлекателен для туристов. Здесь есть что посмотреть и чему удивиться. Особенно красив старинный город весной и в начале осени, когда погода максимально комфортна для прогулок и для того, чтобы насладиться местными достопримечательностями и удивительной природой.

[direct]

Видео: краткий обзор города Воронеж