История
История города началась 12 июля 1589 года. В этот день царь Фёдор Иоаннович выпустил грамоту, согласно которой повелевалось начать строительство крепости в междуречье Дона и Волги. Предполагалось, что в результате должен появиться надёжный сторожевой форпост для охраны южных рубежей страны, которые в ту пору нередко подвергались разорительным набегам кочевников.
За это время деревянную крепость дважды уничтожали сильнейшие пожары:
- первый раз это случилось в начале XVII века (после чего Царицын довольно быстро отстроили заново);
- затем — в 1731 году (когда город снова был восстановлен и превращён в ещё более неприступный форт).
[ads]
Случались и другие и другие непростые моменты, во время которых Царицын вновь проходил «проверку на прочность» и возрождался из пепла в буквальном смысле слова:
- город захватывали казаки Степана Разина, планировавшие потом отправиться в поход на Москву;
- в XVIII веке крепостные стены дважды осаждали отряды Емельяна Пугачёва (обе попытки оказались безрезультатными);
- в гражданскую войну город также стал местом ожесточённых схваток (что нанесло серьёзный урон многим историческим зданиям).
С XVIII века Царицын перерождается из «преимущественно военного» и таможенного в гражданский город. Это было связано со смещением границ российского государства на юг. В XIX веке сюда пришла железная дорога, началось развитие нефтепереработки.
После падения в стране царского режима южный форпост ещё некоторое время оставался Царицыным. А в 1925-м его переименовали в Сталинград.
Решение об этом приняли, чтобы увековечить участие Иосифа Сталина в обороне города в гражданскую войну. В первые пятилетки в городе активно строились новые заводы. Появились судоверфь и гидроэлектростанция. Был открыт тракторный завод. В начале Великой Отечественной войны в Сталинграде выпускалась военная техника, в том числе и танки Т-34.
Впрочем, вскоре и сам город стал местом боевых действий — здесь развернулась одна из важнейших битв Второй мировой, после которой произошёл долгожданный перелом в пользу Красной Армии.
Кровопролитные бои — на подступах и в самом городе — шли с июля 1942 года по февраль 1943-го. Сдать врагу город, носивший имя Сталина, было никак нельзя. Всё продолжалось 200 дней: нашим войскам удалось существенно ослабить и «перемолоть» группировку противника, при этом были созданы необходимые условия для начала советского контрнаступления. В Сталинградской битве враг потерял 1,5 миллиона солдат — убитыми, ранеными, попавшими в плен или пропавшими без вести.
После сражений в городе не осталось ни одного полностью уцелевшего здания. Даже прежнее расположение улиц угадать было непросто: руины растянулись на протяжении сорока километров. Заново Сталинград отстраивали почти с нуля.
В послевоенные годы здесь была увековечена память о событиях Великой Отечественной:
- В 1945-м Сталинград стал городом-героем.
- В 1965-м областной центр получил медаль «Золотая Звезда» и орден Владимира Ленина.
- В 1967-м в городе открыли ставшую визитной карточкой города на Волге знаменитую скульптуру «Родина-Мать», высота которой составляет 85 метров.
Экономика
Первые промышленные предприятия появились в тогдашнем Царицыне ещё в XIX веке. В это время здесь действовали:
- несколько кирпичных и свечных;
- один горчичный и один пивной заводы.
К началу ХХ века число фабрик в городе выросло до 230-ти. Появились мукомольные, чугунолитейные и лесопильные предприятия.
Сегодня Волгоград — крупный промышленный центр России. Его экономика постоянно развивается.
Более 160 местных предприятий представляют:
- топливную промышленность;
- электроэнергетику;
- цветную и чёрную металлургию;
- оборонную промышленность;
- лесопромышленный комплекс;
- машиностроение и судостроение;
- пищевую промышленность;
- строительную отрасль.
В городе производятся:
- корабельные суда;
- трактора;
- башенные краны;
- подшипники;
- изделия для медицины;
- каустическая сода и химические волокна;
- конфеты;
- ликёры и пиво по старинным рецептам.
Кроме того, Волгоград — одна из житниц России, которая ежегодно превосходит свои предыдущие «сельскохозяйственные» достижения:
- по валовым объёмам продукции;
- выпуску пищевых продуктов;
- урожайности зерновых;
- производству овощей открытого грунта и бахчевых культур;
- производству молока.
При этом — несмотря на производственные успехи и достижения — город на сегодняшний день находится в довольно сложном экономическом положении. Ему принадлежит несколько «экономических» антирекордов:
- одни из самых невысоких зарплат в стране;
- наименьшее количество предприятий малого бизнеса (из расчёта на одну тысячу жителей);
- порядком изношенная инфраструктура областного центра (которая требует солидных вложений).
[ads2]
Климат
В городе — умеренно-континентальный климат. Зимой здесь холодно, но не сильно морозно. Летом — довольно жарко.
Зима приходит в город в конце ноября. Холоднее всего обычно в феврале. В этот месяц средние температуры в Волгограде опускаются до -4 градусов. Нередко зима сопровождается резкими оттепелями, за которыми следуют морозы.
В двадцатых числах марта традиционно вступает в свои права весна. Апрельские дневные температуры держатся в среднем на уровне +14 градусов. В мае становится тепло, почти как летом — днём около +22 градусов.
Лето здесь очень знойное. Нередко температура достигает отметок +35 и +40 градусов. Жара может установиться вплоть до середины сентября. В оставшиеся недели месяца, а также в начале октября в городе сохраняется достаточно тёплая погода.
Осень наступает поздно. В октябре в Волгограде ещё довольно комфортно. Портиться погода начинает уже в первые дни ноября.
Транспорт
Волгоград — порт пяти морей. Такое возможно благодаря Волго-Донскому судоходному каналу, проходящему через областной центр. Из города есть морской выход на Кавказ, в Казахстан и Иран.
В регионе более 16 тысяч километров автодорог общего пользования с твёрдым покрытием. Пути из города расходятся в направлениях:
Добраться до Волгограда из Москвы можно на поезде. В среднем дорога занимает до 17-ти часов. Перелёт потребует меньше времени — всего два часа в воздухе.
Путь на автомобиле занимает примерно 14 часов. Такая же продолжительность и у поездки на рейсовом автобусе по маршруту «Москва-Волгоград».
Для передвижения непосредственно по городу в Волгограде представлены практически все виды общественного транспорта:
- автобусы;
- троллейбусы;
- трамваи;
- маршрутки и такси;
- городская электричка.
Образование
Город — крупнейший образовательный и научный центр в Нижнем Поволжье. В Волгограде 6 университетов, 3 академии, государственный институт и 5 негосударственных, а также своя консерватория.
В числе наиболее популярных у абитуриентов:
- Волгоградский госуниверситет (где обучают математиков, лингвистов, историков, филологов и физиков);
- Государственный технический университет (готовит специалистов по автомобильным перевозкам, литейному и сварочному производству, химиков, механиков, технологов материалов);
- Волгоградский педагогический университет (помимо учительских специальностей здесь можно постичь, например, искусство кройки и шитья — графический дизайн и дизайн костюма);
- медицинский университет (обеспечивает медицинские учреждения региона профессиональными педиатрами, стоматологами, фармацевтами).
Плюсы и минусы
Город обладает множеством достоинств. В их числе:
- приятный климат;
- долгий купальный сезон (начинается в июне и заканчивается в сентябре);
- красивая природа в окрестностях города и самом Волгограде;
- доступные цены на жильё;
- недорогие продукты,
- обилие свежих овощей и фруктов.
В числе минусов сами жители города нередко называют следующие:
- плохое качество дорог;
- неудовлетворительная работа общественного транспорта и плохо продуманные маршруты движения;
- проблемы с экологией (в том числе, загрязнённый воздух);
- низкая удовлетворённость жителей бесплатными медицинскими услугами;
- высокая стоимость коммунальных услуг;
- дорожные пробки.
[direct]
Заключение
Царицын, Сталинград и Волгоград — три названия одного города. На каждом этапе своей истории он играл значительную роль в жизни страны. Сегодня Волгоград также важен для Российской Федерации — как место сохранения исторической памяти, крупный промышленный центр, транспортный узел, а также одно из популярных направлений российского регионального туризма. Лучше всего приезжать сюда в конце весны, летом или в начале осени, когда в столице региона стоит наиболее комфортная для прогулок и знакомства с достопримечательностями погода.